Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 22 » Занятие 5.Управляющая конструкция if-else. Логические операторы и выражения.Уроки программирования для чайников.Язык Си.
16:10
Занятие 5.Управляющая конструкция if-else. Логические операторы и выражения.Уроки программирования для чайников.Язык Си.

Добрый день уважаемые читатели.С сегодняшнего урока мы начинаем рассмотрение группы управляющих конструкций. Из названия понятно, что это конструкции, предназначены для управления программой.  До этого мы разбирали простейшие программки, в которых все записанные операторы выполняются последовательно друг за другом.  Такие программы называются линейными.  Но часто, то, как программа должна работать зависит от каких-либо условий.  Если условие выполняется, то надо действовать так, если не выполняется –  иначе. Вспомните любую игру с ветвящимся сюжетом, когда если вы беретесь за выполнение задания, то вы обязательно наткнетесь на что-то, а если нет, то ничего не будет.  Именно для этого используется управляющие конструкции, об одной из которых  и будет вестись сегодня речь.Приступим.Операторы соотношений и логические выражения.Помимо арифметических операторов, рассматриваемых в прошлом уроке, в Си есть и операторы соотношений. К ним относятся следующие операторы:>  - pervoe virazenie %d \nvtoroe virazenie %d \n",c,d);   return (0);}  С помощью него вы можете убедиться,  что ложным выражениям соответствует значение ноль, истинным единица. Вообще, любое число, не равное 0 является истиной, а 0 это ложь.Теперь, когда с истинностью и ложностью условий мы разобрались, переходим к рассмотрению первого управляющей конструкции.Управляющая конструкция if- else.Конструкция if-else используется для принятия решения. Вспомните развилку дорог, когда вы можете пойти либо так, либо иначе.  Для наглядности рассмотри её работу на простой программе. Пусть пользователь вводит два целых числа, и программа должна вывести большее из них.Листинг 5.3#include <stdio.h>int main(void){      int a, b;      printf("Vvedite dva celih chisla:");      scаnf("%d %d", &a, &b);      if (a > b)          printf("%d naibolshee chislo\n", a);       else         printf("%d naibolshee chislo\n", b);      return (0);}Теперь разберемся с синтаксисом конструкции if-else.Сначала идет ключевое слово if(с английского «если»)  далее в скобочках записано условие, которое проверяется (в нашем случае а больше b). Следом записан ОДИН оператор, который должен выполняться, если условие истинно (в нашем случае printf("%d naibolshee chislo\n", a);) , потом ключевое слово else и следом за ним, ОДИН оператор, который должен выполняться, если условие ложно (в нашем случае printf("%d naibolshee chislo\n", b);).Формально синтаксис конструкции if-else выглядит так: Листинг 5.4if (логическое выражение) оператор1; elseоператор 2;Он работает следующим образом. Сначала вычисляется логическое выражение. Если оно истинно (т. е. отлично от нуля), выполняется оператор1. Если выражение ложно (т. е. его значение равно нулю), то выполняется оператор2.Кстати, блок else может и отсутствовать. Такая запись наывается сокращенной записью, или неполной конструкцией ветвления. Листинг 5.5if (логическое выражение) оператор1;В данном случае, если условие будет ложным программа ничего делать не будет.  А просто продолжит своё выполнение.Теперь остановимся на на оговорке об одном операторе. Это оговорка очень существенна. Иначе конструкция if будет работать неправильно. Для того, чтобы выполнить несколько операторов, используется составной оператор. Это обычные фигурные скобки {} записанная между ними группа операторов, воспринимается компилятором как один.Формально:Листинг 5.6if (логическое выражение) {            оператор;            оператор;            оператор;}else {            оператор;            оператор;            оператор;}После закрывающей скобки, точку с запятой ставить не надо. Кстати,  как вы уже могли заметить тело любой функции тоже заключено в составной оператор {}Из опыта, я вам настоятельно советую всегда использовать фигурные скобки, даже если внутри них будет один оператор. Это еще одна небольшая хитрость, используемая при написании программ. Очень часто это позволяет избежать глупых ошибок.По своей сути, оператор if проверяет в условии числовое выражение. Т.е. либо ноль ( т.е. ложь), либо не ноль (т.е. истинна). Поэтому вместо условия (a Vvedite dva celih chisla:");      scаnf("%d %d", &a, &b);      if (a = b)             printf("a i b ravni\n");       else            printf("a i b ne ravni\n");      return (0);}Логические операторы. Сложные условия.В предыдущих программах, мы рассматривали простейшие условия, состоящие из одного оператора отношения.  Теперь, давайте рассмотрим программу, которая проверяет, принадлежит ли точка с координатой х, заданному промежутку оси х  (-10; 10].Листинг 5.10#include <stdio.h>int main(void){      float x;      printf("Vvedite x");      scаnf("%f", &x);      if (x>-10)       {            if x prinadlegit promegytku\n");            }            else            {                  printf("x ne prinadlegit promegytku\n");            }      }      else      {            printf("x ne prinadlegit promegytku\n");      }      return (0);}Эта программа состоит из двух вложенных условий. Для того, чтобы точка находилась в промежутке (-10;10] она должна быть больше -10, и меньше или равна 10. В нашей программе мы использовали два вложенных условия. Но ту же задачу можно решить и с помощью одной конструкции if. Для этого, для записи сложного условия, нужно применить логические операторы. Их всего несколько:!(условие) – оператор логическое НЕ. Отрицает условие. Если условие было истина, оно становится ложным, если было ложным становится истинным.(условие1) && (условие2) - оператор логическое И. Возвращает истину если  оба условия истинны. Иначе возвращает ложь.(условие1) || (условие2) - оператор логическое ИЛИ. Возвращает истину, если хотя бы одно из условий истинно или оба сразу  истинны. Иначе ложь.А нашем случае есть два условия (x>-10) Vvedite x");      scаnf("%f", &x);      if ((x>-10) && x prinadlegit promegytku\n");      }      else      {            printf("x ne prinadlegit promegytku\n");      }      return (0);}Как видите, запись программы стала более компактна и легче для понимания. Приоритет логических операций.Как и арифметические операции логические операции имеют тоже различный приоритет.Операции в скобкахЛогическая операция НЕЛогические отношенияЛогическая операция ИЛогическая операция ИЛИТак же как и для арифметических операций, скобками можно изменить порядок выполненияюКак видите, приоритет операций логических соотношений выше, чем приоритет логических операций И и ИЛИ. Поэтому, в принципе, в программе Листинг 5.11 можно было бы условие записать (x>-10 && На лугу пасется..." одним из возможных продолжений: "n коров", "n корова", "n коровы", правильно склоняя слово "корова". Программа должна вывести введенное число n и одно из слов (на латинице): korov, korova или korovy, например, 1 korova, 2 korovy, 5 korov. Между числом и пробелом должен стоять ровно один пробел.Если Вам понравился этот урок, расскажите о нем вашим друзьям. В этом  Вам могут помочь кнопки основных социальных сетей, расположенные ниже. Вам остается всего лишь кликнуть по любой из них. 


ремонт электроплит в москве
Просмотров: 690 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей